Воспитатель высшей квалификационной категории Землянская М.В.
«Содержание и организация модели физкультурно - оздоровительной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.»Городское методическое объединение инструкторов по физической культуре г. Гуково
Тема: «Содержание и организация модели физкультурно - оздоровительной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.»
Подготовил: Землянская Марина Викторовна Инструктор по физической культуре МБДОУ Детский сад № 7 «Золотой ключик»
Август 2020 год. - Уважаемые коллеги! Очень рада приветствовать вас на августовской конференции. А также разрешите мне поздравить Вас с началом нового учебного года! Пусть он будет ярким и интересным, успешным и плодотворным и принесёт нам всем только позитивные эмоции, успехи и хорошее настроение! Начать нашу встречу мне хочется с легенды. Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: Человек должен быть сильным , другой сказал: Человек должен быть здоровым , третий сказал: Человек должен быть умным . Но один из богов сказал так: Если всё это будет у человека, он будет подобен нам . И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов, который спрятан внутри каждого из нас! Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. А значит тема нашей сегодняшней встречи является очень актуальной. В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. Проблемные вопросы. В связи с этим возникают вопросы: 1. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? 2. Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? 3. Как развивать интерес учащихся к занятиям физкультурой, потребность в здоровом образе жизни? 4. Как сделать привлекательным занятие физкультурой для всех детей? 5. Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Для ответа на вопросы мы решили в детском саду создать модель оздоровительной работы, которая бы позволила решить если не все, то большую часть проблем физического развития ребёнка в условиях ДОУ. Цель создания нашей модели: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности и потребности в здоровом образе жизни. Задачи. - Совершенствование условий для обеспечения физического и психического здоровья детей. - Повышение педагогического мастерства. - Комплексный подход и реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса (педагоги, медицинские работники, родители, дети). - Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы. - Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. Основные принципы построения модели. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками. Принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек. Принцип гарантий - реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности.
Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста отводится двигательной деятельности. Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Педагоги проявляют к детям искренний интерес, помогают преодолевать трудности и неудачи, радуются вместе с ними успехам, стараются, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. Используются при этом как традиционные, так и нетрадиционные виды занимательной двигательной деятельности. Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ Для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа в ДОУ и семье. Мы определили для себя следующие направления осуществления этой проблемы: - привитие стойких культурно-гигиенических навыков; - развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; - обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; - формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма; - формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений; - формирование элементарных представлений об окружающей среде. Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект даёт использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как: Дыхательная гимнастика; Гимнастика для глаз; Гимнастика после дневного сна; Самомассаж и массаж; Физкультминутки и динамические паузы; Пальчиковая гимнастика; Подвижные игры; Упражнения на фитболе Организация оздоровительной деятельности Лечебно – профилактическая работа; Организация режима дня; Организация питания; Организация жизнедеятельности детей в период карантинов; Система закаливания в ДОУ; Витаминизация третьего блюда. Работа с семьёй. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ. Переходя к непосредственному построению модели оздоровительной работы нашего ДОУ, мы определили, что центром данной модели должен быть ребёнок. Мы стремимся в образовательно-воспитательном процессе к тому, чтобы в конечном итоге, перед выпуском в школу, наш воспитанник обладал следующими интегративными качествами. Основной задачей детского сада является взаимодействие детского сада и семьи по формированию валеологической культуры у дошкольников путем использования разнообразных форм и элементарных методик по оздоровлению детей. На основе этого нами была разработана комплексная модель физкультурно-оздоровительной работы, которая включает в себя работу с детьми, родителями, педагогами. 1. Создание предметно-развивающей среды для двигательной активности детей (наличие спортзала и площадки, спортинвентаря, стандартного и нетрадиционного физкультурного оборудования, наличие спортивных уголков в группах); 2. Оптимальная организация режима дня: - образовательная деятельность по развитию двигательной культуры детей и формированию валеологических знаний (знание своего организма, формирование привычки к ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков); - утренняя гимнастика в спортзале и на свежем воздухе в теплое время года; - двигательная деятельность на прогулке (подвижные и спортивные игры, праздники и развлечения); - гимнастика после дневного сна; - дыхательная гимнастика. - закаливающие процедуры (солевое закаливание, обширное умывание прохладной водой, самомассаж, полоскание ротовой полости, контрастные воздушные и солнечные ванны в теплое время года). 3. Мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального состояния: - беседы с детьми, направленные на выявление представлений о здоровье, ЗОЖ и его компонентах; - обследование логопедом; - регулярное обследование детей педиатром из поликлиники. 4. Организация взаимодействия с семьей: - консультативная работа; - наглядная агитация; - анкетирование; - Дни открытых дверей; - родительские собрания (общие и групповые). 5. Работа с педагогами – также является неотъемлемым направлением по укреплению и сохранению здоровья детей. Для воспитателей проводятся мастер классы, консультации для педагогов. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский. « Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. 19 апреля 2021 в 15:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.