Воспитатель высшей квалификационной категории Землянская М.В.

«Содержание и организация модели физкультурно - оздоровительной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.»

Городское методическое объединение инструкторов по физической культуре

  г. Гуково

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Содержание и организация модели физкультурно - оздоровительной среды в ДОО в соответствии с  ФГОС ДО.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Землянская Марина Викторовна

Инструктор по физической культуре МБДОУ Детский сад № 7 «Золотой ключик»

 

 

 

 

 

 

 

Август 2020 год.

- Уважаемые коллеги! Очень рада приветствовать вас на августовской конференции. А также разрешите мне поздравить Вас с началом нового учебного года! Пусть он будет ярким и интересным, успешным и плодотворным и принесёт нам всем только позитивные эмоции, успехи и хорошее настроение!

Начать нашу встречу мне хочется с легенды.

Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они

создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен

быть человек. Один из богов сказал: Человек должен быть сильным , другой

сказал: Человек должен быть здоровым , третий сказал: Человек должен быть умным . Но один из богов сказал так: Если всё это будет у человека, он будет подобен нам . И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его

здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали

спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы

думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и

живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов, который спрятан внутри каждого из нас!

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с

детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно

наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. А значит тема нашей сегодняшней встречи является очень актуальной.

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны.

Проблемные вопросы.

В связи с этим возникают вопросы:

1. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?

2. Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?

3. Как развивать интерес учащихся к занятиям физкультурой, потребность в здоровом образе жизни?

4. Как сделать привлекательным занятие физкультурой для всех детей?

5. Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

Для ответа на вопросы мы решили в детском саду создать модель оздоровительной работы, которая бы позволила решить если не все, то большую часть проблем физического развития ребёнка в условиях ДОУ.

Цель создания нашей модели: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности и потребности в здоровом образе жизни.

Задачи.

- Совершенствование условий для обеспечения физического и психического здоровья детей.

- Повышение педагогического мастерства.

- Комплексный подход и реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса (педагоги, медицинские работники, родители, дети).

- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

- Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Основные принципы построения модели.

Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек.

Принцип гарантий - реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности.


Интеграция образовательных областей в формах физкультурно-оздоровительной работы.

Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста отводится двигательной деятельности. Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Педагоги проявляют к детям искренний интерес, помогают преодолевать трудности и неудачи, радуются вместе с ними успехам, стараются, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. Используются при этом как традиционные, так и нетрадиционные виды занимательной двигательной деятельности.

Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ

Для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа в ДОУ и семье. Мы определили для себя следующие направления осуществления этой проблемы:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника

Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект даёт использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как:

Дыхательная гимнастика;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика после дневного сна;

Самомассаж и массаж;

Физкультминутки и динамические паузы;

Пальчиковая гимнастика;

Подвижные игры;

Упражнения на фитболе

Организация оздоровительной деятельности

Лечебно – профилактическая работа;

Организация режима дня;

Организация питания;

Организация жизнедеятельности детей в период карантинов;

Система закаливания в ДОУ;

Витаминизация третьего блюда.

Работа с семьёй.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Переходя к непосредственному построению модели оздоровительной работы нашего ДОУ, мы определили, что центром данной модели должен быть ребёнок. Мы стремимся в образовательно-воспитательном процессе к тому, чтобы в конечном итоге, перед выпуском в школу, наш воспитанник обладал следующими интегративными качествами.

Основной задачей детского сада является взаимодействие детского сада и семьи по формированию валеологической культуры у дошкольников путем использования разнообразных форм и элементарных методик по оздоровлению детей. На основе этого нами была разработана комплексная модель физкультурно-оздоровительной работы, которая включает в себя работу с детьми, родителями, педагогами.

1. Создание предметно-развивающей среды для двигательной активности детей (наличие спортзала и площадки, спортинвентаря, стандартного и нетрадиционного физкультурного оборудования, наличие спортивных уголков в группах);

2. Оптимальная организация режима дня:

- образовательная деятельность по развитию двигательной культуры детей и формированию валеологических знаний (знание своего организма, формирование привычки к ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков);

- утренняя гимнастика в спортзале и на свежем воздухе в теплое время года;

- двигательная деятельность на прогулке (подвижные и спортивные игры, праздники и развлечения);

- гимнастика после дневного сна;

- дыхательная гимнастика.

- закаливающие процедуры (солевое закаливание, обширное умывание прохладной водой, самомассаж, полоскание ротовой полости, контрастные воздушные и солнечные ванны в теплое время года).

3. Мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального состояния:

- беседы с детьми, направленные на выявление представлений о здоровье, ЗОЖ и его компонентах;

- обследование логопедом;

- регулярное обследование детей педиатром из поликлиники.

4. Организация взаимодействия с семьей:

- консультативная работа;

- наглядная агитация;

- анкетирование;

- Дни открытых дверей;

- родительские собрания (общие и групповые).

5. Работа с педагогами – также является неотъемлемым направлением по укреплению и сохранению здоровья детей. Для воспитателей проводятся мастер классы, консультации для педагогов.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский.

« Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

19 апреля 2021 в 15:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.