Воспитатель высшей квалификационной категории Землянская М.В.
«РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО.»ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ г. ГУКОВО
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО.»
Подготовил: Разумная Инна Михайловна инструктор по физической культуре МБДОУ Детский сад № 14 «Ивушка»
2020 г. Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов, а особенно специалистов в области физической культуры. В педагогическом плане компетенцией является совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве. Это применительно к способности применять знания, умения и практический опыт для успешной реализации созданной программой и задачами развития. К инструктору по физической культуре современное общество предъявляет требования по следующим направлениям: -воспитательно–образовательной; -коррекционно-профилактико-оздоровительной; -учебно-методической; -социально-педагогической. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Предполагает осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются показателями компетентности специалиста по физической культуре: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, средств обучения и воспитания дошкольников, а также умения применить и результативно сформировать знания, умения и навыки в условиях введения ФГОС. КОРРЕКЦИОННО -ПРОФИЛАКТИКО -ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Включает в себя осуществление и усовершенствование работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Строится эта работа на основе трех основных направлений: 1.Социально- психологического, направленного на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры, что бы ребенок получал удовольствие от занятий и хотел заниматься. 2.Интеллектуального, предполагающего получение теоретических знаний. Дети получают знания валеологии в доступной форме (пальчиковый массаж). 3.Двигательного: развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, использование физического потенциала. 4.Коррекционно-профилактического, где основу составляют те эффективные комплексы упражнений, которые помогают не только предотвратить тенденцию к снижению уровня показателей здоровья и двигательной активности, но и улучшить физическое и сенсомоторное состояние часто болеющих детей и дошкольников, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Учебно-методическая деятельность инструктора по физической культуре предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование двигательной деятельности на основе анализа количественных и качественных достигнутых результатов по физической культуре. Данные критерии базируются на знании образовательной программы и методики физического развития детей; умения проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, физического мониторинга, воспитания и обучения воспитанников. Кроме того, инструктор по физической культуре должен уметь грамотно и компетентно владеть всеми направлениями своей работы, профессионально выбирать инновационные технологии умело их внедрять, соединять, обогащать и расширять, избегая «мозаичности», формируя у детей глубокий двигательный опыт и целостность тотального восприятия ребенком своего тела и своих внутренних ощущений. СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Данный блок включает: -совместная работа со специалистами и педагогами ДОУ; -консультативная помощь родителям; -создание условий для социализации детей; -оборудование предметно–развивающей среды; -защита интересов и прав ребенка. Специалисту необходимо овладеть знанием основных документов о правах ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям; умение вести просветительскую и разъяснительную педагогическую работу с родителями и специалистами, в том числе с медицинским персоналом. Учет деятельности всех специалистов ДО позволяет переносить определенные навыки и умения детей из одного вида деятельности в другой, а также всесторонне обогатить жизнь маленького человечка. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1.Работа в методических объединениях, творческих группах; 2.Исследовательская, экспериментальная деятельность; 3.Инновационная деятельность, освоение новых технологий; 4.Различные формы педагогической поддержки; 5.Активное участие в профессиональных конкурсах, мастер–классах; 6.Обобщение собственного опыта. Но, не один из перечисленных способов не будет эффективным, если специалист сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать условия, в которых инструктор по физической культуре самостоятельно осознает необходимость повышения профессиональных качеств. Анализ собственного опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в профессиональную деятельность. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО Педагогическое мастерство - это неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста и является фундаментальным средством его повышения. Раскрывая сущность педагогического мастерства и его структуру, необходимо определить критерии мастерства деятельности инструктора по физической культуре. Многие специалисты под педагогическим мастерством понимают наличие сформированных разнообразных педагогических способностей, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне, а также направленность педагогического воздействия, устойчивость воспитательных методов, уровень развития личности педагога, способность саморазвитию им своего профессионализма. Критерии можно подразделить на пять блоков: -педагогическая деятельность; -педагогическое общение; -личность педагога; -обученность детей; -характер взаимоотношений с воспитанниками. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности; - Расширение сферы профессионального самосознания; - Развитие творческих способностей и активизация личностных ресурсов специалиста. Данные задачи отражают сформированность педагогического мастерства, проявляющегося на высоком уровне профессиональной деятельности, и в личностных качествах специалиста, её осуществляющего. Высокий уровень личностного развития педагога, его воспитанников, их способность к физическому саморазвитию как результат совместных усилий инструктора по физической культуре и его детей, их взаимоотношений. Другими словами, педагогическое мастерство современного специалиста предполагает наличие у него нового педагогического мышления, которое заключается в понимании субъективной роли ребенка в педагогическом процессе, в осознании необходимости создания условий для личностного всестороннего физического развития детей дошкольного возраста. РЕШЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их психофизического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают педагоги, люди, которые работают с дошкольниками. И именно, мы педагоги, несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону. Степаненкова Э.Я. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка: -формирование правильной осанки; -своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата; -формирование изгибов позвоночника; -развитие сводов стопы; -развитие гармоничного телосложения. В течение многих лет физкультурно-оздоровительное направление являлось основным направлением работы дошкольных учреждений. Главным в работе инструктора по физической культуре является помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту. Для этого в учреждении должны быть созданы необходимые условия: -создана здоровьесберегающая среда; -разработана картотека различных видов активности; -созданапрограммапосохранениюиукреплениюздоровьядетейвусловияхДОУ. Весь процесс по физкультурно–оздоровительной работе строится в три этапа: 1 ЭТАП: ДИАГНОСТИКО–ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ. Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей. 2 ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ. Цель: введение профилактико- коррекционно-оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс. 3 ЭТАП: ОБОБЩАЮЩИЙ. Цель: совершенствование результатов работы по оздоровлению. К основным формам и методам работы по сохранению и стимулированию здоровья детей дошкольного возраста относятся: -динамические паузы; -гимнастика после сна; -подвижные и спортивные игры оздоровительной направленности; -закаливание; -релаксация; -пальчиковая гимнастика; -гимнастика для глаз; -дыхательная гимнастика; -корригирующая гимнастика; -ортопедическая гимнастика; -игрогимнастика; -самомассаж. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ Обязательная часть образовательной деятельности, занимающая 2–3 минуты, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления, снятия мышечного напряжения и релаксации нервной системы организма. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов оздоровительного направления в зависимости от вида образовательной деятельности. ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА Способствует быстрому, комфортному, лёгкому, бес стрессовому пробуждению детей после сна. ЗАДАЧИ: 1.Развитие эмоциональной отзывчивости; 2.Формирование традиций группы—пробуждение детей под музыку. 3.Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия; развитие физических навыков.
ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Игра–это часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате–малой, средней и высокой степени подвижности. Проводится ежедневно во всех возрастных группах. Подбирается в соответствии с нарушениями у детей опорно-двигательного аппарата, с возрастными особенностями, местом и временем её проведения. Спортивные игры используются только как элементы игр. ЗАКАЛИВАНИЕ Закаливание– важнейшая часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются силы природы: воздух, вода и солнце. Закаливание способствует повышению сопротивляемости организма низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваемости (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм) являются охлаждение организма. Цель закаливания: выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой. Воздействие закаливания затрагивает все системы организма как единого целого: центральные структуры головного мозга, что отражается не только на системном, но и на тканевом и клеточном уровнях. Закаливание воздухом–наиболее доступное средство закаливания в любое время года: это занятия физической культурой босиком - «воздушные ванны», хождение босиком в летнее время по очищенному грунту (трава, гравий, камни, песок), ходьба босиком перед дневным сном до кроватки по ковровой дорожке, частое и долгое временное пребывание ребенка на воздухе. Вода является весьма эффективным фактором оздоровления. На занятиях по физической культуре детям можно брызгать икроножные мышцы ног и рук и до локтя. ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ – возбуждающее и тонизирующее средство, поэтому проводятся только в дневное время: после утреннего или дневного сна, как стимулятор не только оздоровления организма, но и как повышающий настроение фактор и эмоциональный настрой детей на последующую деятельность РЕЛАКСАЦИЯ В зависимости от состояния детей и целей, инструктор по физической культуре определяет интенсивность данной технологии. Как правило, упражнения на релаксацию проводятся в заключительной части двигательной деятельности: для снятия напряжения, утомляемости, восстановления сил после физической нагрузки (подвижной игры). Полное физическое расслабление снимает перевозбуждение головного мозга, увеличивается жизненная энергия и происходит оздоровление организма в целом. Достигнув внутренней гармонии, единства физических и психических процессов, детский организм становится более устойчив к неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышается иммунитет, стрессоустойчивость, что позволяет избавиться от широкого круга заболеваний (от заболеваний периферической нервной системы, заболеваний кожи до заболеваний органов дыхания и сердечно - сосудистой системы). Для полного физического и эмоционального - волевого расслабления включается спокойная классическая музыка, звуки природы. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Пальчиковая гимнастика–это самомассаж для рук. Помогает повысить переключаемость импульсов в коре головного мозга, стимулируя речевые и двигательные центры ребенка. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество акупунктурых точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, связанные с ними рефлекторно. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного–на печень и почки, а мизинца- на сердце. Рекомендуется всем детям без исключения, особенно для детей с речевыми нарушениями. Проводится в любом отрезке времени на любом занятии, как способ формирования мелкой моторики пальцев, что способствует координации регуляции движений пальцев рук. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Ежедневно по 3- 5минут необходимо проводить гимнастику для глаз, независимо от интенсивности зрительной нагрузки, со среднего возраста. Гимнастика для глаз- это один из приемов оздоровления детей, она является здоровье сберегающим направлением работы, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами. Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников. Задачи: -предупреждение утомления, -укрепление глазных мышц, -снятие напряжения, -общее оздоровление зрительного аппарата. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма в целом. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Дыхательная гимнастика-это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания, сердечно - сосудистых болезнях, вегетососудистой дистонии, других соматических заболеваний и являются неотъемлемой частью физической культуры в дошкольном учреждении. Задачи: -способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок; -содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания; -способствовать повышению иммунитета. Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир. Дыхательные упражнения вводятся в образовательную деятельность для снятия напряжения, мышечного тонуса, нормализации дыхания и кровообращения в организме. Существуют виды дыхательной гимнастики: •Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна; •Звукодыхательные игры–5мин; •Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке- 5минут; •Звукоречевые игры-5минут; •Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях; •Психологические тренинги. Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА Корригирующая гимнастика (от лат. corriqo –выпрямляю, исправляю) –разновидность оздоровительной гимнастики. Представляет собой систему специально подобранных физических упражнений, применяемых для профилактики и коррекции нарушений осанки и всего опорно-двигательного аппарата в целом; оказывает общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определенные мышечные группы; вырабатывает правильную осанку). Задачи: -укрепление всех мышечных групп; -формирование правильной осанки; -развитие координации движений, -ориентировки в пространстве; -воспитание гармоничного психофизического развития детей. Упражнения выполняются в положениях, снижающих ортостатическую нагрузку на позвоночник – лёжа, на четвереньках. Все упражнения должны быть строго дозированы и локализованы, выполняться в медленном темпе, нельзя допускать пере растяжения мышечного аппарата. ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА Это здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования психофизического здоровья. Рекомендуется всем детям без исключения, в качестве профилактики болезней опорного аппарата свода стопы, а особенно дошкольникам, у которых диагностировали плоскостопие. Детская стопа–это очень хрупкий важный механизм, от работы которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма. Задачи: -развитие основных функций стоп; -обучение правильной постановке стоп при ходьбе; -устранение гипертонуса мышц голени; -увеличение подвижности в суставах стоп; -улучшение кровообращения стоп; -улучшение координации движений. ИГРОГИМНАСТИКА Игрогимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: -на укрепление осанки; -на расслабление мышц; -акробатические этюды; -мимические упражнения, -дыхание. САМОМАССАЖ Самомассаж - система приемов механических воздействий на поверхность тела, проводимых руками и с помощью специальных аппаратов, применяемых с лечебными и профилактическими целями. Самомассаж незаменим как оздоровительный метод. Его можно проводить при различных состояниях организма. Под влиянием самомассажа мышечная ткань лучше снабжается кислородом и питательными веществами, из нее быстрее выводятся продукты распада. Самомассаж помогает в самое короткое время восстановить работоспособность мышцы, утомленной физической работой. ВИДЫ: -самомассаж головы и лица; -самомассаж шеи; -самомассаж спины; -самомассаж ног; -самомассаж рук. На двигательной образовательной деятельности в основном используется самомассаж стоп ног, как один из основных методов профилактики заболеваний нижних конечностей и для поддержания общего тонуса ног. Стопа-это область, богатейшая нервными рецепторам и через нее можно получить доступ к любой части тела. Каждая точка стопы "отвечает" за свой орган: кончики пальцев осуществляют связь с головой, верхняя часть стопы связана с грудными шейными отделами позвоночника, пятки-с нижней частью спины, а точки на своде стопы влияют на состояние внутренних органов. Благодаря воздействию на определенные точки на стопе при помощи специализированных коррекционных аппаратов (массажер для рефлекторных точек стоп; шипованные ёжики различной формы и размера), можно добиться положительного оздоровительного воздействия на весь организм в целом, а также отрегулировать эмоционально–волевую сферу ребенка. Для полноценного психофизического развития дошкольника, его оздоровления, укрепления детского организма, профилактики и коррекции серьезных проблем с опорно-двигательным аппаратом мне обходима тотальная и локальная работа грамотного всестороннего развитого специалиста по физической культуре, который умело и профессионально владеет всеми методами оздоровительной направленности, умеет найти индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику, использует инновационные технологии умело их использует в рамках своей компетентности в условиях введения ФГОС. Квалифицированный инструктор по физической культуре помогает ослабленным, болезненным детям, имеющим низкий иммунитет, подверженным многочисленным сезонным заболеваниям преодолеть барьер инфекционных заболеваний и учит закаливаться не только в дошкольном учреждении, но и в рамках семьи. Специалист по двигательной деятельности, в первую очередь, должен делать упор на соматическое, психическое и физическое развитие ребенка в целом. В процессе регулярных систематических занятий по физической культуре инструктор помогает ребенку стать здоровым, крепким, сильным и уверенным в себе человеком! 19 апреля 2021 в 15:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.