Воспитатель высшей квалификационной категории Землянская М.В.

Реализация регионального компонента в физическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к теоретическому и практическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления в устоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии. Эта особенность не случайна.

В истории русской общественной мысли духовная сфера патриотизма характеризуется как интегративная связь человека с окружающим пространством его бытия, описываемая в понятиях любви, преданности, долга, ответственности, верности.

Современное образование, ориентированное на ценностно-смысловое развитие детей, начиная с дошкольного возраста, определяет смысл развития ребенка через : обогащение и раскрытие своей собственной культурной и социоличностной сущности, открытие личностных смыслов на основе этнокультурного регионального (национально-регионального) компонента содержания образования. В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов дошкольных образовательных уч­реждениях (далее ДОУ), реализующих общеобразовательные программы, включающие национально-региональный компонент содержания дошкольного образования. В ДОУ Ростовской области накоплен  опыт его реализации на основе культурно-исторических традиций Донского казачества  и региональных особенностей Донского края.

Социально-личностное направление регионального

компонента содержания дошкольного образования

 

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у дошкольника любви к деревьям, цветам, миру в отчем доме. Нам не воспитать любви к народу, не воспитав любви к окружающим людям – матери, семье, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с заботы о матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест, исторического подвига народа, закрепленных конкретными патриотическими делами.

Региональный компонент дошкольного образования, определяя обязатель­ный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдви­гает ряд требований к социально-личностному развитию его воспи­танников. К числу этих требований относятся:

—  развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компе­тентности детей на основе познания ценности Отечества;

— приобщение детей к историческим ценностям родного края, осознание  своей принадлежности к определенной нации, как следствие,- гордость за это;

—  создание условий для формирования у ребенка положитель­ного самоощущения — уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

—  формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

—  воспитание положительного отношения ребенка к окружаю­щим людям; — уважения и терпимости к детям и взрослым незави­симо от социального происхождения, расовой и национальной при­надлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностно­го и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

—  приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельно­сти мнений и действий;

—  развитие у детей чувства ответственности за другого челове­ка, общее дело, данное слово;

—  создание коммуникативной компетентности ребенка — рас­познавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний на основе регионально- исторических дат;

—  формирование у детей социальных навыков: освоение различ­ных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договари­ваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

 

Региональный компонент физического воспитания детей дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: развитие у детей осмысленного отношения к физическим упражнениям, двигательных способностей и расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к условиям внешней среды.

ЗАДАЧИ: формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки,

·  расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений

· обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивировать уровень произвольности действий детей;

· формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию;

· формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой;

· целенаправленно развивать основные физические и нравственно-волевые качества;

·  учить детей соотносить результат движения с величиной приложенных усилий;

· развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры и выполнять физические упражнения на прогулке в разные сезоны года, используя естественное окружение;

· поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность

·  воспитывать у детей интерес к соревнованиям как форме максимального проявления их физических и психических возможностей;

· развивать интерес к событиям физкультурной и спортивной жизни своего края и страны.

 

Дети учатся: 

· осознанно и самостоятельно пользоваться определенным объемом знаний и умений в различных условиях (в лесу, парке, при выполнении трудных двигательных заданий и т.д.);

· ставить задачу и находить наиболее рациональные способы для ее решения, соотносить последовательность, направление, характер действий с образцом;

· самостоятельно регулировать свою двигательную активность, чередуя подвижные игры с менее интенсивными и с отдыхом.

 

Дети владеют:

Широким спектром  двигательного опыта: ходить, бегать, раскачиваться, карабкаться наверх, перепрыгивать с места на место, переходить с одного вида к другому, по ходу движения выполнять различные задания , в том числе с использованием предметов, играть и выполнять различные задания с мячом., бросать, ловить различные предметы ,попадать в цель, в том числе движущие мишени ,

Дети могут:

· прилагать волевые усилия (выдержку, настойчивость, смелость) для достижения поставленной цели, проявлять смекалку, выдумку.

· активно участвовать в разных видах занятий по физической культуре ,в совместных действиях, уметь подчиняться  и наоборот принимать ведущие роли;

· подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных физических упражнений и игр;

· проявлять инициативу при придумывании вариантов знакомых игр и распределении ролей;

· самостоятельно организовывать несложные игры-соревнования, эстафеты, используя свой двигательный опыт;

· стремиться к улучшению показателей физической подготовленности;

· сознательно относиться к регулированию своей двигательной активности и уметь управлять ею;

испытывать радость от возрастающей самостоятельности, ловкости, уверенности, возможности продемонстрировать свои успехи перед сверстниками и поделиться сними накопленными умениями и знаниями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Специфика физического развития детей  в семьях Донского казачества заключается  в целостности социально и эколого-природных связей, в которые вплетен ребенок. Формообразующим источником такой целостности является осознанное отношение к своему здоровью и физическому совершенствованию. Ребенка с раннего детства готовили к трудовой деятельности и военной службе, по-разному воспитывали девочек и мальчиков. Мальчик будущий воин, поэтому физическая подготовка начиналась с раннего детства, это находило отражение в военных играх, специальных  тренирующих упражнениях ,обучению верховой езде, плаванию .В общих играх активно участвовали и девочки, не уступая  в сноровке, ловкости и др. двигательных качествах

В контексте единства исторического, логического и методологического подхода, предполагающего  обращение к истории основной идеей  физического воспитания  является накопление двигательного и  социокультурного опыта ребенка на основе целостного развития организма и психики ,совершенствование двигательной сферы и осознанного отношения, выработки нравственных качеств и волевых проявлений.

Ведущие принципы: единство телесного и духовного развития ребенка ,принцип природосообразности, индивидуализации и дифференциации, креативности, осознанности.

Содержание по физической культуре предусматривает проведение строевых упражнений, основных видов движений (ходьба и бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии, упражнения и задания на принятие и сохранение позы,  на развитие мелких мышц рук ,плавание), обучение плаванию, подвижные игры и забавы.

 Занятия с детьми физическими играми и упражнениями могут проводится в организованном обучении (комплексные. тренирующие, сюжетно-ролевые и др. виды), в повседневной жизни на прогулках, в самостоятельной двигательной деятельности , а также специальных тренировках  в спортивных секциях и кружках .Желательно иметь  разработанные ( не менее 10) конспекты занятий на чистом региональном содержании. Разрабатывая формы занятий с детьми необходимо выделить специальные  занятия для мальчиков(обучающие и тренирующие), Мальчики старшего возраста уже могут представить идеал казака- воина - защитника, смелого, сильного, отважного , храброго, которому можно подражать или стремится быть таким .

Для овладения детьми физических упражнений и игр предлагаются способы, имитирующие движения  военного человека , движения объектов живой природы ( животных и растений Донского края) и неживой (ветер, облака и др), явлений окружающей действительности (казачьи сходы, служба, праздничное общение), в том числе социальных отношений ( формы взаимодействия, общения, обычаи) и трудовых действий связанных с земледелием (посадка , сбор урожая и др.) рыболовством, коневодством и др. Особо качественную работу педагогу надо осуществлять по формированию основных видов движений. Здесь требуется с одной стороны: тренировка, автоматизма движений (точность, непринужденность), с другой : формирование конкретного стиля движений В указанных движениях адекватно отрабатываются зрительные ( «зоркость глаз»), слуховые ( «чуткость уха»), тактильные, ритмические и другие сенсорно- моторные координации, реализующие факторы развития нервной системы,  двигательных способностей, нравственных  и волевых качеств а также умственных операций (смекалка, сообразительность ) и чувств(«мышечное чувство», радости, уверенности, успеха, горечь поражения и др.). Обновление содержания требует от педагога применения разнообразных методических приемов:

-использование необычных исходных положений (бег из положения сидя, лежа, стоя на коленях; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения, быстрая смена различных исходных положений ( сесть, встать, лечь );

-изменение скорости, темпа движений, различных ритмических сочетаний, разной последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений ( метание сбоку, сверху , снизу и т.п.);

-выполнение согласованных упражнений несколькими участниками(вдвоем сесть-встать, одновременно подгруппой выполнять повороты, упражнения с предметами и др,);

-более сложное сочетание основных видов движений (бег змейкой вокруг деревьев, перепрыгивая на ходу канавки, подлезая под веревки и др,);

-использование игровых заданий(доставить пакет в штаб, выполнить секретное задание, обнаружить неизвестный предмет и др)

Педагогам необходимо пересмотреть свое отношение к проведению подвижных игр, больше обращать внимание на точное выполнение правил, развитие самостоятельных игровых действий,  творчества ,инициировать проявление смекалки, сообразительности, находчивости. Проводить игры ежедневно, не менее 1 раз в неделю игры с региональным компонентом.

«Ручеек», «Челночок», «Наши выше ворота», «Сбереги знамя», «Цепи» , «Чью душу желаете», «Игра в шапки», «Чехарда», «Чижик», «Собери палочки», «12 палочек», «День и ночь», «Галка», «Чок-чей попади», «Бита», «Стрелка», «Мечики», «Черепки», «Пробки», «Выбивной», «Салки», Стой»,  «Жмурки», «Гайданы», « Камешки», «Кремушки», « Чай-чай, выручай» «Молчанка», «Фантики», «Платочек».

Допускается изменения правил в игре, учитываются интересы детей и  подбор игр тех детских сообществ, где живет ребенок. Кроме игр использовать игры-забавы , игровые упражнения  на тренировку отдельных  видов движений в форме соревнований, конкурсов, моделирования ситуаций.

При организации среды для развития двигательной сферы необходимо пополнить оборудование залов и игровых комнат играми и пособиями, изготовленных из природных материалов (балансиры из бревнышек, распиленных пополам, биты, палочки, плашки, городки ,самодельные луки и стрелы). Занятия проводить в основном на воздухе, широко используя природное окружение: поляны , холмы, овраги , рощи, стадионы, в том числе школьные .На участке детского сада можно соорудить полосу препятствий и полосу неожиданностей (полоса выложена из различных материалов: галька, ракушечник, песок, вода,, используется травяное покрытие, земля , асфальт, поролон и т.п., то есть отражающие разные рельефные ,неровные поверхности, варьирование их от мягких до жестких, скользких покрытий, дополняется неожиданные моменты, например. под поролоном может быть вода или резиновые  пищащие игрушки. наступив  на  которые создается эффект неожиданности) Естественно надо учитывать  индивидуальные особенности детей. чтобы не было настоящего испуга, но в тоже время  такие переживания как страх. горечь проигрыша, неудач не должны ослаблять волю детей, а наоборот при умелом педагогическом воздействии дети закалялись, старались улучшить свои результаты и может быть не только силой, но и разумом достичь положительных результатов.

При определении результатов необходимо пользоваться общепринятыми методиками (М.А.Рунова, Э.Я Степаненкова и др), ориентируясь на более качественные  и высокие результаты. Дети выросшие на Донской  земле должны быть сильними, здоровыми и душой и телом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ КАЗАЧЬЕГО КРУГА

Звучит фонограмма казачьей песни, а дети наряжаются в казачьи костюмы. Девочки с пяльцами для рукоделия, с вязанием усаживаются на ковер; к ним подсаживаются мальчики. Они образуют круг вокруг воспитателя. Воспитатель начинает неторопливый рассказ о том, как воспитывали в казачьей семье детей. Показ сопровождается демонстрацией приготовления тыквенной каши, стирки белья, угощением всех ключевой водой, которую девочки приносят в ведрах на коромыслах.

В конце рассказа в курень (группу) входит есаул, бьет челобитную и приглашает всех на казачий круг. Мальчики под музыку «Едут казаченьки» отправляются на казачий круг (в спортзал), а девочки, оставаясь в группе, «домовничают» (накрывают столы, готовят чай, наводят порядок).

Мальчики в зале образуют круг, в центр которого выходит есаул с казачьей атрибутикой. Казаки решают вопрос о выборе атамана. Предлагаются кандидатуры, а есаул задает вопрос: «Любо или не любо?» Набираются три кандидата, среди них начинаются соревнования за право быть атаманом.

Соревнованиям предшествуют разминания для всех казаков, собравшихся на круг.

Казаки строятся парами, и под музыку «Есаул» объезжают зал казачьим шагом.

1. Упражнение на внимание (любое).

2. Продвижение в положении полуприседания.

3. Сидя на полу, «скачут» с вытянутыми вперед руками.

4. Отжимание (кто больше?).

5. Стойка на лопатках.

6. Кувырок вперед – назад.

Затем начинаются соревнования среди кандидатов на пост атамана.
Выполняются задания:

1. Кто быстрее доберется и возьмет фуражку (она находится на верху гимнастической стенки).

2. Скачки на «конях» (стульчиках).

3. Не слезая с «коня», саблей перерубить яблоко, лежащее на бочке.

Атаман выбран. Троекратным «Ура!» приветствуют казаки нового атамана. Он получает символ власти – булаву. Начинается общее веселье.

В зал под музыку (вариации на темы казачьих песен) входят девочки. Мальчики приглашают девочек на танец «Лебеда» («Посею лебеду на берегу…»). После танца проводится игра «Рыбаки и рыбки», «Дон Иванович», «Утушка» (на выбор).

Затем следует конкурс на лучшую пару, («Приглашение»), парная игра «Кто дальше прыгнет», выступление казачьего ансамбля «Казачата».

Затем девочки-казачки приглашают всех в свою группу (курень), где они приготовили угощение для всех.

Городское методическое объединение инструкторов по физической культуре г.Гуково

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Реализация регионального компонента в физическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

 

 

 

Подготовил:

инструктор по физической культуре

МБДОУ № 45 «Жемчужинка»

Родина Надежда Рафаэльевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

25 мая 2021 в 17:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.