Воспитатель высшей квалификационной категории Землянская М.В.

« Использование народных игр для физического развития дошкольников при реализации регионального компонента»

Городское методическое объединение

инструкторов по физической  культуре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

« Использование народных игр 

для физического развития дошкольников

 при реализации регионального компонента»

 

 

 

Подготовил: воспитатель

МБДОУ Детского сада № 2 «Ручеек»

 Конкина Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуково, 2020

Всестороннее развитие человека имеет свое начало в детском возрасте. В процессе воспитательно-образовательной работы дошкольные учреждения осуществляют задачи физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка-дошкольника. В этом гармоническом единстве особую роль играет оптимальное физическое состояние, здоровье человека, как основа его всестороннего развития. Физическое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основу для всестороннего развития, закаляет организм, вырабатывает бодрость и стойкость духа, морально-волевые качества, формулирует жизненно необходимые двигательные навыки: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость, меткость и т.д. Хорошая осанка и координация движений при ходьбе и беге, легкость в прыжках, меткость и уверенность движений в метании, быстрота и ловкость в лазании – всё это представляет собой известный сплав физических и психических сил ребенка.

Говоря об актуальности темы, можно отметить, что существуют различные средства развития у детей дошкольного возраста физических качеств: тренажеры, упражнения, туризм, спорт, игры и т.п. Но учитывая возрастные особенности у детей дошкольного возраста, нам представляется наиболее доступным и важным в развитии физических качеств детей использование подвижных игр.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и наряду с тем, что в них испокон веков отражался образ народной жизни людей, их быт, труд, национальные устои, они направлены на формирование представлений о чести, смелости, мужестве, на желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. Следовательно, в работе по физическому воспитанию дошкольников использование народных игр с целью развития физических качеств мы считаем возможным и необходимым.

Народные подвижные игры оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций. Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу легких, способствуют насыщению организма ребенка кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность способствует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускулатурную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Использование разнообразных действий и движений в игре активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребенка.

Народные подвижные игры, как двигательная деятельность обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Он сам регулирует использование своих движений: бежать, подпрыгивать, приостанавливаться, приседать, идти осторожным шагом и т.п. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков. В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движений. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, игра «Волк во рву» проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении народных подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями в процессе игровой деятельности, благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задач, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.
Выбирая подвижные игры, мы учитываем и региональный компонент. в настоящее время чрезвычайно важной задачей в развитии личности дошкольника является приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно – эстетическим ценностям. Мы, педагоги дошкольного образования, считаем, что нельзя чувствовать себя носителем той или иной культуры, традиции не усвоив происхождения своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях человека с природой, окружающим миром.

Наш донской край славится  своим народом - лихими и смелыми казаками. Поэтому в подвижных играх и эстафетах мы используем соответствующие  атрибуты- «шашки», «лошадей»,папахи и т.д Часто эти атрибуты изготавливаем своими руками.

 Вот, к примеру, игровой материал по данной теме:

Эстафета «Пронеси кольцо шашкой»

Нужно подцепить кольцо шашкой, добежать до конуса «змейкой», опустить кольцо на конус и с шашкой вернуться назад,  передать шашку следующему).

Эстафета «Донеси воду».

Дети  должны взять коромысла с ведрами на плечи и нести до ориентира и обратно. (Спину держать прямо).

Эстафета «Скачки на лошадях».

2 командам нужно   проскакать змейкой до ориентира и вернуться обратно.

 Народные подвижные игры:

Игра «Плетень» 

Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги. 
По сигналу «Гуляем» играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.) . По команде «Плетень» все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.

Выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень. 

 Игра «Бабушка Маланья»
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семеро детей, все без бровей.
С такими ушами, с такими глазами,
С такими носами, С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, целый день сидели,
Друг на друга глядели,
Делали вот так:
Ну-ка, …(имя), выходи.
Что нам делать, покажи!
Стоя в кругу, дети показывают, какие были уши, голова, носы и т.д. у Маланьиных детей. Ребенок, чье имя было названо, выходит в центр круга, показывает упражнения . (общеразвивающие упражнения)

Воспитатели нашего дошкольного учреждения  широко используют  русские народные игры  в разных видах деятельности: на физкультурных занятиях, во время музыкальных и спортивных развлечений, на прогулке и т.д.

В отечественной педагогике вопрос о возможности и необходимости включения в образовательный процесс знаний о родной культуре и культуре иных народов поднимался в работах ученых и видных деятелей разных времен. В.Я. Стоюнин, В.А. Рачинская, С.И. Миропольский, Е.А. Покровский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева и другие считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что нужно раннее приобщение детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку..

  Воспитательное знание народоведения заключается в том, что знакомство детей с элементами культур русского народа, с культурами других народов и, в частности Донского края  позволяет сформировать у детей национальное сознание, приобщить их к восприятию людей другой культуры, других традиций, выделяя в этих этнокультурах существенные отличия и одновременно находя общечеловеческие качества и ценности: доброту, дружбу, честность, взаимопомощь, быстроту реакции, силу, выносливость и т.п.

Таким образом, народные подвижные игры  являются неотъемлемой частью художественного, физического, нравственно-этического, национального, межнационального воспитания. Используя их в качестве такого универсального средства развития и воспитания, у детей можно сформировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально-положительную основу для развития национальных, патриотических, гражданских чувств, а также воспитать здорового и физически крепкого человека.

Список литературы

1. Ажермачева З.Н. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия введения народоведения в дошкольное образование: автореферат. – Томск, 2000.

2. Асташина М., Трещева О. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3.

3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: Просвещение, 1981.

4. Гришина Г. Не забывайте народные игры. //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2.

5. Демян Е. Физкультурные занятия с использованием элементов фольклора. //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2.

6. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1995.

7. Коротков И.М. Подвижные игры детей. – М.: Просвещение, 1987.

8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986.

9. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка//Дошкольное воспитание. – 1999. - № 6.

25 мая 2021 в 17:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.