Воспитатель высшей квалификационной категории Землянская М.В.
« Методические рекомендации применения мониторинга физического развития в НОД по физической культуре»Городское методическое объединение инструкторов по физической культуре
ДОКЛАД
Тема: « Методические рекомендации применения мониторинга физического развития в НОД по физической культуре»
Подготовили: воспитатель: Быкова Н.В. Инструктор по физической культуре: Гурина М.Н. МБДОУ Детского сада № 8 « Сказка»
Гуково 2021г.
Методические рекомендации применения мониторинга физического развития в НОД по физической культуре. В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. Я как воспитатель группы компенсирующей направленности, использую мониторинг физического развития в педагогической деятельности. Мониторинг – это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся, дающая возможность мне как воспитателю отследить динамику роста и падения результатов, выявить причины и скорректировать работу так, чтобы каждый ребенок был успешен. При помощи мониторинга можно добиться не только повышения эффективности работы самого воспитателя, но и своевременно выявить потенциал воспитанника. Реализация в единой общности всех компонентов мониторинга обучения (системы прогнозирования и проектирования) обеспечивает оптимальную организацию объектов педагогического процесса, делает его результативным, конкретизированным, адресным. Таким образом, процесс воспитания и обучения становится осмысленным и целенаправленным. В результате чего он выступает как двусторонняя связь в системе «воспитатель-воспитанник». Внедрение мониторинга оказывает влияние на методику работы воспитателя и инструктора по физической культуре. Мониторинг ставит перед воспитателем и инструктором по физической культуре конкретные методические задачи, решение которых и создает условия для его применения в воспитательном процессе. Методическая тема: «Мониторинг уровня физического развития как одна из форм систем оценки и прогнозирования физической подготовленности воспитанников с учетом их индивидуальных возможностей». Результат: каждый воспитанник знает уровень своего развития по всем тестам, отслеживает динамику роста или падения результатов, стремится к улучшению своих результатов и выполняет самостоятельные занятия физическими упражнениями. Я, как воспитатель, владею информацией по каждому ребенку, по всем тестируемым упражнениям, отслеживаю динамику и корректирую свою работу так, чтобы она положительно влияла как на слабые стороны каждого ребенка индивидуально, так и улучшала физические качества воспитанников с высоким уровнем физического развития. Выбираю формы, методы и средства обучения, организовываю двигательную деятельность ребенка на занятии с учетом его возрастно-половых особенностей, динамики физической подготовленности и индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья. Внутригрупповая дифференциация воспитания и обучения, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому ребенку, позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подобрать ребенку адекватные его индивидуальным способностям и возможностям методы и средства воспитания и обучения. При оценке физической подготовленности учитывается, как максимальный результат, так и прирост результата. Приобщаю к выполнению домашних заданий своих воспитанников: ведется работа с родителями по двум уровням, то есть ребенок сам выбирает объем задания по силам, а родители помогают им. Организовываю внутри детского сада диагностику физического состояния каждого воспитанника – это позволяет дифференцированно подходить к организации воспитательного и учебного процесса. Причем при выполнении двигательных действий могу видоизменять упражнения в зависимости от индивидуальной подготовленности, особенностей развития, склонностей к тому или иному виду деятельности.
В группе компенсирующей направленности очень часто провожу уроки в игровой форме, для лучшего усвоения материала и достижения желаемых результатов. Моя задача на игровых занятиях заключается в варьировании нагрузки и индивидуальном подходе к каждому ребенку, так как в этом возрасте физические упражнения важно подбирать так, чтобы они активно содействовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию, формировали необходимые двигательные качества, были направлены одновременно на обучение двигательным действиям, способствовали формированию правильной осанки и становлению движений. Для определения уровня физической подготовки использую методику Сафоновой О.А. Описание методики обследования детей Условные сравнительные данные по уровню общей физической подготовленности детей (по Сафоновой О. А.) Если СР (средний бал) больше 3,5 но меньше или равно 4 баллов – высокий уровень общей физической подготовленности (как двигательной подготовленности, так и физической подготовленности, так и самостоятельной деятельности). Если СР больше 2,4 но меньше или равно 3,5 балла – оптимальный уровень (норма), характеризующийся незначительными недостатками в развитии отдельных компонентов одного из 3 блоков. Если СР больше 1,3 но меньше или равно 2,4 балла – средний уровень, характеризующийся недостаточным развитием составных компонентов 3 блока Если СР больше 0 но меньше или равно 1,3 балла – низкий уровень, характеризующийся серьезными проблемами в развитии составных компонентов всех блоков. Если СР равен 0 баллов – нулевой уровень, характеризующий, что ребенок не владеет умениями и навыками для своего возраста. Для оценки темпов прироста количественных показателей используем формулу, предложенную В. И. Усаковым: Условные обозначения: Р1 – количественный результат теста, полученный в начале года сентябре-октябре (в средней группе первоначальный результат и является точкой отсчета, измеряется в секундах, метрах и т.д.); Р2 – количественный результат теста, проводимый в апреле-мае (измеряется в секундах, метрах и т.д.). При переводе ребенка на следующий учебный год данный результат автоматически переводится в графу Р1. При каждом последующем тестировании последний результат количественных показателей, качественной оценки проведения теста, самостоятельной деятельности и знания подвижных игр переходит автоматически на место первичных результатов; К1 – качественная оценка проведенного теста в начале года сентябре-октябре, (измеряется в по 4 бальной шкале) К2 – качественная оценка теста, проводимого в апреле-мае (измеряется по 4 бальной шкале), этот результат автоматически переносится на следующий учебный год, как и Р2 в графу К1; Д1 – оценка самостоятельной деятельности в начале года (сентябре-октябре) - протокол № 1; Д2 – оценка самостоятельной деятельности в конце года (апреле-мае) - протокол № 1, автоматически переходит на следующий год в графу Д1; И1 – оценка знания подвижных игр в начале года (сентябре-октябре) - протокол № 1; И2 – оценка знания подвижных игр в конце года (апреле-мае) - протокол № 1, автоматически переходит в графу И1; W – прирост количественного результата ребенка. (измеряется в %), записывается в протокол № 2; Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6, – перевод W(%) в баллы (измеряется по 4 бальной шкале), записывается в протокол № 2; С1, С2, С3, С4, С5, С6, СД, СИ – среднее значение качественных оценок 2 и 3 блоков проведенных тестов (измеряется по 4 бальной шкале), записывается в протокол № 2; СР – среднее значение баллов количественных результатов и качественных значений проведенных тестов, записывается в протокол № 2. ШКАЛА
Пример: Иван П. выполнил челночный бег в сентябре-октябрь (начале года) за 11 с.: Р1 = 11 с., а в конце года (апрель-май) пробежал за 10,2 с.:
W=(100(11-10,2): 0,5 (11+10,2))=7,5% , где 7,5% 8% (Б1=1 балл); С1=(3+4)/2=3,5 балла Иван П. прыгнул в длину с места в сентябре-октябре (начале года) на 42 см: Р1 = 42, а в конце года (апреле-мае) на 46 см: Р2 = 46,
W=(100(46-42): 0,5 (42+46))=9%, где 8% 9% 10% (Б2=2 балл); С2=(2+3)/2=2,5 балла Иван П. метнул правой рукой в начале года сентябре-октябре на 4,5 м.: Р1 = 4,5 м, К1 = 4 балла, К2 = 4 балла, в конце года (апреле-мае) метнул на расстояние 8 м: Р2 = 8 м., левой рукой Р1 = 3 м., Р2 = 5 м., К1 = 3 балла, К2 = 4 балла, подставляя в формулу получаем: W=(100(8-4,5): 0,5 (4,5+8))=56%, где 56% 15% (Б3=4балл); С3=(4+4)/2=4 балла W=(100(5-3): 0,5 (3+5))=25%, где 25% 15% (Б4=4балл); С4=(3+4)/2=3,5 балла Иван П. метнул мяч весом 1 кг в начале года (сентябре-октябре) на 1 м. 80 см.: Р1 = 1,8 м., К1 = 3 балла, а в конце года (апреле-мае) метнул на 2 м. 30 см.: Р2 = 2,3 м, К2 – 3 балла, подставляя в формулу получаем: W=(100(2,3-1,8): 0,5 (1,8+2,3))=24,3%, где 24,3% 15% (Б5=4балл); С5=(3+3)/2=3балла Иван П. пробежал на выносливость в начале года (сентябрь – октябрь) 900 м.: Р1=900 м, К1 =4 балла, а в конце года (апрель – май) пробежал 1100 м.: Р2=1100 м, К2 =4 балла, подставляя в формулу получаем: W=(100(1100-900): 0,5 (1100+900))=20%, где 20% 15% (Б6=4балл); С6=(4+4)/2=4 балла Иван П. в самостоятельной деятельности показал в начале года Д1 = 3 балла, а в конце года Д2 = 4 балла. СД = (3 + 4)/2 = 3,5 балла.
СР = (Б1 + Б2 + Б3 + Б4 + Б5 = Б6 + С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + СД + СИ)/14 = (1 + 2 + 4 + 4 + 4 + 4 + 3,5 + 2,5 + 4 + 3,5 + 3 + 4 + 3,5 + 2,5)/14 = 3,25 балла Следовательно: Иван имеет уровень общей физической подготовленности (УОФП) оптимальный (норма), так как 2,4 3,25 3,4 Наша роль, как воспитателя и инструктора по физической культуре в среднем школьном возрасте становится иной, я уже организатор и помощник. Для повышения эффективности процесса обучения используем информационно-коммуникационные технологии, разрабатывая презентации, тесты, проводим мониторинг физической подготовленности по физическому развитию в сентябре и мае. Использование все время одних и тех же тестов дает возможность сравнивать их динамику в течение всего процесса воспитания и обучения и в дальнейшей жизни. Этим можно повысить мотивацию детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. 25 мая 2021 в 17:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.