Воспитатель высшей квалификационной категории Землянская М.В.
«Мониторинг физического развития дошкольников как показатель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре»ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Мониторинг физического развития дошкольников как показатель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре»
ПОДГОТОВИЛ: Инструктор по физической культуре МБДОУ Детского сада № 7 «Золотой ключик» Землянская Марина Викторовна.
Гуково,2021
Мониторинг физического развития дошкольников как показатель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре. Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, В П. 3.6. указывается, что система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Задачами мониторинга образовательной области «Физическая культура» являются: сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам воспитательно-образовательного процесса; принятие мер по усилению положительных и одновременно ослаблению отрицательных факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс; оценивание результатов, принятых мер в соответствии с федеральными государственными стандартамиМониторинг осуществляется на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования и годового плана воспитательно-образовательной работы ДОУ. В работе по проведению мониторинга качества образования используются следующие методы: наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта); эксперимент (создание исследовательских ситуаций для изучения проявлений); беседа; опрос; анкетирование; тестирование; анализ продуктов деятельности; сравнительный анализ.Участниками мониторинга образовательной области «Физическая культура» являются: педагоги ДОУ; воспитанники ДОУ педагог-психолог ДОУ; учитель-логопед ДОУ; музыкальный руководитель ДОУ; инструктор по ФИЗО; медицинский персонал ДОУК собираемой информации образовательной области «Физическая культура» предъявляются следующие требования; полнота; конкретность; объективность; своевременность.Структура мониторинга включает в себя следующие этапы: 1. Определение объекта мониторинга, 2. Сбор информации об объекте мониторинга. 3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации. 4.Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития. Система мониторинга физического развития дошкольников основывается на том, что основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения направлена на формирование у ребенка основных интегративных качеств, которые являются показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и позволяют ему самостоятельно решать жизненные задачи, адекватные возрасту. Под интегративными качествами понимаются системные образования, которые: 1. Формируются в процессе освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования; 2. Являются показателями его развития в: личностной (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка и морально-нравственное развитие); интеллектуальной (формирование высших психических функций, накопление социального опыта и др.); физической (сила, выносливость, гибкость, ловкость, и др.) сферах.3. Способствуют самостоятельному решению ребенка жизненных задач (проблем), адекватных возрасту. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с комплексными и парциальными образовательными программами обучения и воспитания детей. Мониторинг можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением примерной образовательной программе («Истоки», «Радуга», «Детство», «Успех» и др.) для каждой возрастной группы. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Таким образом, в рамках реализации образовательной области «Физическая культура» контроль организации физического воспитания детей в ДОУ включает следующие важные показатели: 1. Динамическое наблюдение за состояние здоровья и физическим здоровьем детей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники. При первичном обследовании ребенка дается оценка состояния его здоровья, физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностях организма и решается вопрос об индивидуальных назначениях при занятиях физическими упражнениями и различных видах закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и физического здоровья детей, учитывается эффективность воздействия средств физического воспитания. 2. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливаниями. 3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви. 4. Санитарно-просветительская работа по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей. Положительная динамика показателей физической подготовленности детей в течение учебно-воспитательного периода – это один из основных критериев эффективности образовательной деятельности по физическому воспитанию детей в ДОУ и показатель результативности работы инструктора по физкультуре. Оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться. Качество двигательных навыков оценивается по тому, как дети выполняют основные движения. Каждое движение делится на определенные фазы. Например, в прыжке в длину с разбега выделяют: исходное положение, разбег, толчок, полет, приземление, возвращение в исходное положение. Всего 6 элементов. Из них решающее значение для получения хорошего результата имеют: скорость разбега, сила толчка, положение тела в фазе полета. Если мы будем оценивать выполнение упражнения по пятибалльной системе, то этим фазам следует присвоить большее количество баллов: исходному положению — 0,5 балла, разбегу — 1 балл, толчку — 1 балл, полету — 1 балл, приземлению — 1 балл, возвращению в исходное положение — 0,5 балла. Контрольные занятия следует проводить не реже одного раза в два месяца, прослеживая динамику совершенствования качества движений. В конце года подводятся итоги в каждой возрастной группе инструктор по физическому воспитанию. Выводится средний балл индивидуально, затем по группе мальчиков, по группе девочек, далее и средний балл по всей группе. Такая форма работы дает достаточно полное представление о том, насколько качество выполнения движений соответствует норме у каждого конкретного ребенка и группе целом. Данная работа позволяет педагогу направлять свое внимание на наиболее важные аспекты работы и соответственно ее планировать. В конце года дается оценка по дошкольному учреждению в целом. Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка. В течение года показатели физических качеств могут изменяться. Это происходит за счет естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию Положительная, если в конце образовательного периода отмечена прибавка величин показателей физической подготовленности; Отрицательная, если результаты тестирования ухудшились (уменьшение величин по сравнению с исходными данными); Отсутствие динамики, если величины показателей не изменились.Комплекс упражнений для диагностики овладения необходимыми двигательными навыками и умениями подробно описан в программе «Успех». Специалистам по физической культуре также следует обратить внимание на эффективность имеющихся у них методик, ориентируясь на следующие позиции: Во-первых, в соответствии с ФГОС, результатами являются интегративные качества, что делает невозможным использование педагогической диагностики в привычном ее понимании. Во-вторых, исследование интегративных качеств является по своей сути педагогической диагностикой психического развития детей, актуального состояния ребенка в детском саду. И важно, чтобы диагностический инструмент позволял именно педагогам оценить это развитие, не заменяя собой психологическую диагностику. В-третьих, проведение диагностических процедур должно быть несложным и экономичным по времени. Мониторинг не является самоцелью: оценка результатов освоения программы осуществляется с целью оптимального построения образовательной работы с дошкольниками.Мониторинг можно охарактеризовать как путь к точности при оценке деятельности. Выбор критериев и показателей во многом зависит от степени квалификации персонала, уровня его профессионализма, а также от уровня организационной культуры учреждения, важнейшим показателем которой является способность коллектива к адекватной оценке своей деятельности. И главное, мониторинг позволяет увидеть, не наблюдается ли регресс в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволяет точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка в плане его физического развития и продемонстрировать это родителям. В ходе мониторинга, как правило, определяются дети, способные к различным видам спортивной деятельности, а также педагоги, чей опыт организации физического воспитания достоин изучения и внедрения в практику работы других специалистов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Инструктор по физкультуре совместно с медсестрой может организовать семинары-практикумы для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, рекомендуются специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами. В мастер-классе для родителей можно организовать просмотр физкультурного занятия, на котором они могут увидеть успехи своих детей. По результатам опроса родителей необходимо помещать интересующую их информацию в родительских уголках, в папках-передвижках, например, ("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимние забавы" и т.д.). При необходимости, следует организовать консультативные пункты. В них родители могут получить квалифицированную помощь опытных специалистов. 9 июня 2021 в 12:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.